Ремонт двигателя Cummins ISF 2.8 «Газель Next» своими силами

«Горьковский автозавод» с 2010 года выпускает линейку коммерческих автомобилей с моторами известного международного концерна. Низкооборотистые дизели Cummins ISF 2.8 отлично зарекомендовали себя в российских условиях. Модель «Газели Next» экономична, неприхотлива и обладает значительным ресурсом. Необходимость в капитальном ремонте при правильной эксплуатации появляется при пробеге в 250 тыс. км и более.

Вашему вниманию предлагается обзор капитального ремонта двигателя, который для экономии проводился своими руками в гаражных условиях. За счет снижения затрат владелец приобрел оригинальные запчасти, что позволяет полностью восстановить технические характеристики и эксплуатационные качества автомобиля. В статье приводится описание выявленных неисправностей, метод их устранения и перечень использованных комплектующих.

Разборка двигателя и дефектации деталей

Силовой агрегат сняли с автомобиля, предварительно слили технические жидкости и отмыли наружные поверхности с помощью кисти, керосина и средства для мытья посуды. Двигатель разбирался в таком порядке:

  • Крышка и головка блока цилиндров. Болты крепления сначала отпустили по схеме, затем выкрутили полностью. Внимательно осмотрели прокладку, следов пробоя не выявлено.
  • Корзина сцепления и маховик. При отворачивании крепежа коленвал фиксировался специальным ключом.
  • Шатунные и коренные вкладыши. Осмотрели шейки, выявили следы износа. Требуется шлифовка поверхностей и проверка допусков.
  • Блок цилиндров. Обнаружены глубокие задиры на поверхностях первого и третьего цилиндров, необходимо расточка и хонингование.

Это, скорее всего и стало причиной резко усилившегося угара моторного масла. Проблема решается одним из двух способов:

  • Расточка блока под ремонтный размер и установка увеличенных поршней.
  • В случае если не уложимся в допуск, будет проводиться гильзовка двигателя.

Первый вариант предпочтительнее, во-первых ниже затраты. Во-вторых, сохраняется запас по ресурсу до следующего капитального ремонта еще на 150-200 тыс. км. Многие владельцы «Газелей NEXT» предпочитают в таком случае устанавливать гильзы в двигатель Cummins ISF 2,8 видимо не знают, что существуют ремонтные поршни +0.5 мм и наборы колец и пальцы.

Дополнительно было решено заменить корзину сцепления и ведомый диск. Лепестки не деформированы, но имеется большая выработка в местах контакта с выжимным подшипником. Наблюдается значительный износ фрикционных накладок.

Тщательно промыли два радиатора системы охлаждения двигателя и конденсатор кондиционера. Использовали щадящие моющие средства, проверили на отсутствие течей. Решено заменить все патрубки и хомуты, выявлены повреждения в местах соединений и местные вздутия.

По головке блока цилиндров требуется установка новых маслосъемных колпачков, притирка и регулировка клапанов. Распределительный вал в хорошем состоянии, износ кулачков незначительный.

Блок цилиндров: замеры и расточка

Токарные работы выполнялись в специализированном техцентре мастером с большим стажем работы. Предварительные измерения показали, что цилиндры имеют номинальный (заводской) размер. Соответственно будем растачивать блок под первый ремонтный размер, и если не выйдем за пределы допусков, будем использовать поршни увеличенного диаметра.

После проведения токарных работ проведены повторные измерения, результат +0,45-048 мм. Обошлись, что называется малой кровью, гильзовка на этом этапе не требуется. Заказали комплект деталей у официального представителя Cummins в компании Diesel Parts Company. В наборе:

  • поршни ремонтные 94,5 мм;
  • пальцы увеличенные;
  • кольца стопорные.

Ремонтный комплект передали токарю для того, чтобы подогнать под них блок цилиндров. На специальном оборудовании проводились промывка масляных каналов. Удалось полностью убрать все растворимые и нерастворимые отложения.

Дополнительно решено помыть, и почисть форсунки, для этого их отдали в мастерскую. Для обработки использовались специальные моющие составы и ультразвуковая чистка. Узлы системы впрыска проверялись под давлением. Испытания показали, что замена и регулировка оборудования не требуется.

Ремонт головки блока цилиндров

Работы начали с очистки поверхностей и мойки. Для этого отвезли блок на ближайшую автомойку высокого давления, использовали специальные моющие составы. После процедуры все тщательно продули и просушили сжатым воздухом. Для удаления остатков герметика и старых прокладок использовали электрошуруповерт с насадкой из медной проволоки. Это позволяет полностью устранить нагар с клапанов и камеры сгорания.

Разборка и сборка головки блока цилиндров выполнялась с использованием набора слесарных инструментов и специальных приспособлений в таком порядке:

  • «Рассухаривание» клапанов. Необходимо проявлять осторожность, чтобы не потерять мелкие детали.
  • Снятие и замена маслосъемных колпачков. Использовались специальные щипцы, в принципе можно обойтись пассатижами.
  • Притирка клапанов. Использовалась два вида пасты ABBRO крупно- и мелкозернистая. Для вращения детали использовался электрошуруповерт с резиновой трубкой.
  • Установка новых маслосъемных колпачков. Предварительно стебель смазывается моторным маслом. Для осаживания сальника можно использовать щипцы или трубку подходящего диаметра.

Описанные операции проделали для каждого из 16 клапанов. По завершении работ головку блока перевернули присоединительной плоскостью вверх и в каждое седло влили небольшое количество керосина. Спустя сутки жидкость осталась на месте, значит, клапаны притерты качественно.

Очистка и сборка силового агрегата

При первом капитальном ремонте двигателя допускается использовать для удаления загрязнений мелкие абразивы. Для очистки поверхностей блока цилиндров применялась насадка из мягкой медной проволоки и наждачная бумага с зернистостью не более R280. Для защиты очищенных плоскостей использовалась специальная силиконовая смазка.

Порядок сборки двигателя Cummins модели ISF 2,8 следующий:

  • Установка шатунов в новые поршни. Важно соблюсти ориентацию не верхней поверхности детали есть стрелка, которая должна быть направлена в сторону метки на шатуне.
  • Форсунка смазки поршней и цилиндров. Предварительно опрыскивали бензином посадочные места. Форсунки устанавливались новые, на старых видны отложения. При затяжке крепежа контролируется правильное положение.
  • Шестерня привода топливного насоса высокого давления и звездочку распределительного вала. В ходе осмотра на деталях были выявлены следы износа и потому заказали оригинальные запчасти. Затяжка крепежа в два приема сначала 3 кгс затем 16 кгс.
  • Коленчатый вал. Постели коренных вкладышей обезжириваются и протираются сухой ветошью, что исключает возможность их проворачивания. Шейки коленвала и контактные поверхности вкладышей смазали моторным маслом. Затяжка болтов осуществляется в такой последовательности: третий, четвертый, второй, пятый и первый сначала динамометрическим ключом, затем доворот на 90⁰.
  • Поршни. При установке деталей необходимо соблюдать осторожность, чтобы не согнуть трубки форсунок смазки цилиндров. Кольца компрессионные и маслосъемные установили с разводкой замков под углом 120⁰.
  • Пальцы. Предварительно смазали маслом и вставили в совмещенные отверстия, зафиксировали с помощью стопоров.
  • Шатунные вкладыши. Посадочные места обезжирили бензином и протерли на сухо, проверили состояние крышек (бугелей) и болтов крепления.
  • Собранные поршни установили в смазанные маслом цилиндры с использованием универсальной стяжки колец. Шатуна надели на шейки коленвала и закрепили на места крышки. Протяжка болтов выполняется в два приема сначала динамометрическим ключом затем еще на четверть оборота.
  • Присоединительную поверхность блока обезжирили бензином и протерли насухо. Уложили прокладку и на нее установили очищенную головка блока цилиндров. У болтов крепления смазали резьбу и верхнюю часть. Затяжка по схему от центра к краям.
  • Переднюю крышку двигателя тщательно очистили и промыли масляный насос, заполнили консистентной смазкой. Для установки использовали новую прокладку.

На двигателе смонтировали навесное оборудование: стартер, ТНВД и генератор. Вставили и закрепили рампу, форсунки и другие элементы топливной системы. Перед установкой мотора заменили опоры, при осмотре демпфирующих элементов обнаружилось сильное растрескивание резины.

Заключение

Капитальный ремонт двигателя Cummins ISF 2.8 своими силами занял неделю с учетом расточки блока в техцентре и закупкой необходимых запчастей. Оригинальные комплектующие заказывались у официального дилера компания Diesel Parts Company, срок выполнения заявок не превысил 3-4 дней. В набор вошли: поршни ремонтные, комплекты колец и вкладышей, прокладки и другие элементы.

После установки дизеля на автомобиль была проведена прокачка топливной системы, пробный запуск и обкатка. По завершении испытаний на внешних поверхностях двигателя не было выявлено потеков моторного масла и охлаждающей жидкости. Работы по капитальному ремонту двигателя проводились автовладельцем с использованием профессионального инструмента и универсальных приспособлений.